Как выбрать горнолыжный или сноубордический шлем

04.09.2023
Как выбрать горнолыжный или сноубордический шлем

Готовы сразу перейти к покупкам?

К началу осени горнолыжники уже соскучились по заснеженным склонам. Многие начинают просматривать календари и прогнозы в поисках хорошего места для зимнего отпуска. Важный этап приготовлений к горнолыжному сезону — проверка и подготовка снаряжения. Сегодня поговорим о шлемах: откуда они пришли в зимние виды спорта, зачем нужны и как работают для нашей с вами безопасности.

Содержание

НОВИНКА
PREMIUM
18 490 ₽
4 623 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
НОВИНКА
38 490 ₽
9 623 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Hardshell
Вентиляция
регулируемая
PREMIUM
59 990 ₽
Рассрочка 0-0-6
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Hybrid
Вентиляция
регулируемая
НОВИНКА
18 990 ₽
4 748 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
18 990 ₽
4 748 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
НОВИНКА
13 490 ₽
3 373 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
PREMIUM
18 490 ₽
4 623 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
НОВИНКА
PREMIUM
13 990 ₽
3 498 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
нерегулируемая

История шлема для горных лыж и сноуборда

Первые предшественники современных горнолыжных шлемов появились в начале прошлого века, когда с развитием лыжных соревнований стала расти статистика травм головы и связанных с ними тяжёлых последствий. Для защиты стали использовать что-то вроде кожаных кепок с мягкими вставками или, наоборот, металлическими рёбрами жёсткости. Лыжники прошлого века долго сопротивлялись переходу на жёсткие шлемы, хотя преимущества были наглядными: на одной из гонок в Европе спортсмен в шлеме из стеклопластика так сильно ударился об лёд, что оболочка шлема раскололась. Сам лыжник не просто выжил после удара, но и на следующий день уже участвовал в гонке.

В прошлом веке лыжникам приходилось пользоваться мотошлемами

Впервые жёсткие шлемы для лыжников стали обязательными на Олимпийских играх 1960 года — их внесли в список снаряжения для даунхилла. Большинство спортсменов описывали свои впечатления как негативные, и неудивительно: каски были тяжёлыми, без возможности подгонки по размеру, сползали на глаза и откровенно мешали. Это постепенно подталкивало производителей к совершенствованию и конкуренции, чтобы в итоге прийти к тому разнообразию снаряжения, что мы видим сейчас.

В наши дни тоже есть лыжники, сопротивляющиеся обязательному ношению шлемов, но их становится всё меньше. Во-первых, многие курорты вносят наличие шлема в список обязательных к соблюдению правил. Во-вторых, накопленный опыт своих и чужих ошибок подсказывает, что даже мегаопытный райдер не застрахован от появления на склоне менее опытных. Как говорят автолюбители, «если не ты, так в тебя». Да и страховые компании начинают обращать пристальное внимание на наличие у спортсмена защитного снаряжения в момент наступления страхового случая. Поэтому выбор шлема для катания на лыжах или борде стал неотъемлемой частью подготовки снаряжения, а производители позаботились о том, чтобы этот выбор был достаточно широким.

Из чего состоит шлем для горных лыж и сноуборда

Базовая концепция не изменилась с прошлого века: снаружи жёсткая оболочка, внутри — упругий материал и текстильная подкладка. Но, поскольку индустрия снаряжения в целом шагнула далеко вперёд, сегодня для изготовления шлемов используются технологичные материалы:

  • Наружную оболочку делают из ABS-пластика, фибергласа, поликарбоната, кевлара или карбона. Выбор материала влияет на вес и стоимость изделия.
  • Для среднего слоя применяют пористые материалы — лёгкие, но упругие. Обычно это вспененные полистирол (EPS) и/или полипропилен (EPP).
  • Внутренняя подкладка нужна для комфорта при использовании шлема. Её делают из технологичных тканей, способных сохранять тепло, отводить влагу, быстро сохнуть и препятствовать размножению бактерий. В большинстве моделей подкладка снимается, чтобы её можно было постирать.

Строение горнолыжного шлема

Вспомогательные составляющие — ремешок, система регулировки размера, тканевые вставки мягких ушей, задвижки вентиляционных отверстий — делают использование шлема комфортным и безопасным, чтобы современные райдеры не сталкивались с теми же сложностями, что и их коллеги из прошлого века.

Принцип работы горнолыжного и сноубордического шлема

Две основные оболочки шлема призваны максимально сгладить последствия удара, будь то прямое столкновение с землёй, препятствием или воздействие по касательной. Первый этап защиты — жёсткая наружная оболочка, принимающая на себя энергию удара и распределяющая её по всей поверхности шлема. При этом она может даже растрескаться или расколоться — и это не значит, что шлем плохого качества. Он отработал свою стоимость и защитил вашу голову. А также сделал максимум, чтобы вам не пришлось трясти деньги со страховой компании.

Толстый вспененный слой за счёт деформации гасит импульс и амортизирует, забирая на себя максимум ударной энергии. Это базовый принцип работы любой модели, независимо от конструкции. Но производители постоянно испытывают и внедряют новые идеи, чтобы зимние виды спорта стали ещё безопаснее.

НОВИНКА
29 990 ₽
7 498 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
OUTLET
-30%
6 990 ₽9 990 ₽
1 748 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
НОВИНКА
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Hardshell
Вентиляция
нерегулируемая
OUTLET
-45%
4 950 ₽8 990 ₽
1 238 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
НОВИНКА
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Hybrid
Вентиляция
регулируемая

Конструкция шлема для горных лыж и сноуборда

Есть три основных типа конструкции горнолыжного или сноубордического шлема. Конечный выбор будет зависеть от характеристик, которые обеспечивает тот или иной тип конструкции:

  • HardShell. Наружная оболочка таких моделей сделана из толстого слоя ABS-пластика или полипропилена, иногда используется карбон. Она довольно устойчива к нагрузке, но при сильном ударе деформируется или даже раскалывается, гася энергию. Внутренний слой — из вспененного полистирола (EPS), между ним и оболочкой есть зазор. Эти шлемы тяжелее прочих, но лучше защищают, что особенно актуально для дисциплин категории А. За их состоянием придётся внимательно следить: под жёсткой оболочкой сложно оценить состояние амортизирующего слоя после удара или столкновения. Рекомендуется менять такие шлемы даже без сильных видимых повреждений каждые 2–3 года.

НОВИНКА
7 290 ₽
1 823 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Hardshell
Вентиляция
нерегулируемая
OUTLET
-45%
4 950 ₽8 990 ₽
1 238 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
регулируемая
НОВИНКА
9 290 ₽
2 323 ₽
x 4 частями
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Inmold
Вентиляция
нерегулируемая
Размеры:
Назначение
универсальный
Конструкция шлема
Hardshell
Вентиляция
регулируемая

  • In-Mold. Слой пластика или поликарбоната наносится методом литья под высоким давлением на внутреннюю оболочку из EPS-пены. За счёт небольшой толщины наружной оболочки вся конструкция весит меньше, чем шлем HardShell, но и в защитных свойствах этот вариант немного проигрывает. Поскольку слой пластика тонкий и вплотную прилегает к внутренней оболочке, при ударе он почти не гасит энергию — слой EPS принимает весь удар на себя. Разница в защитных свойствах будет заметна в основном тем, кто катается вне трасс или с выполнением прыжков и других трюков. Для любительского и профессионального катания облегчённый вариант каски UVEX Heyya Pro Race Red Mat и аналогичные модели отлично подойдут.
  • Hybrid. Закономерно, что в какой-то момент производители решили объединить плюсы двух конструкций и создали гибридный вариант. Зоны, требующие максимальной защиты (обычно это верхняя часть шлема), сделаны по технологии HardShell, а затылочная и ушные части — методом In-Mold. Это минимизирует вес шлема, оставляя критически важные участки головы под надёжной защитой, как в ALPINA Banff Mips.
  • Некоторые производители тестируют новый вид конструкции — SoftShell. Эта разработка подразумевает применение упругого пластика в качестве верхней оболочки и комбинации жёсткой и мягкой полиуретановой пены (PU) в качестве внутреннего слоя. Результат — гибкая конструкция, которая после удара возвращается в исходное состояние и готова служить дальше. Она пока не получила широкого распространения, поэтому нет чёткого понимания, насколько эффект соответствует заявленному. Если всё действительно так, можно вскоре ожидать триумфа SoftShell-шлемов на рынке.

    Новая HardShell-модель от Alpina

    Различить эти типы конструкций можно визуально:

    • HardShell — это два отдельных слоя, между которыми виден зазор, если посмотреть в район козырька или на затылочную часть;
    • у шлемов In-Mold оболочки прочно спаяны между собой;
    • в гибридных конструкциях совмещены обе технологии на разных частях шлема.

    Сертификация шлема для горных лыж и сноуборда

    Прежде чем вывести свою разработку на рынок, производитель должен подтвердить, что изделие соответствует заявленным параметрам и в полной мере выполняет свои функции. Независимые организации проводят испытания на сопротивляемость ударной нагрузке на разных скоростях, под разными углами и при контакте с разными поверхностями, проверяют, как меняются свойства материалов при разной температуре, влажности, давлении и так далее.

    Если изделие успешно проходит все проверки, производитель получает сертификат и право маркировать свои изделия как соответствующие общепризнанным стандартам безопасности. Чтобы быть уверенным в качестве приобретаемого шлема, ищите на нём наклейку или маркировку одного из стандартов:

    • EN 1077 — европейский стандарт безопасности горнолыжных и сноубордических шлемов;
    • ASTM F2040 — американский стандарт организации, занимающейся тестированием материалов, самая распространённая в США сертификация шлемов для зимних видов спорта;
    • Snell RS-98 — стандарт Фонда Снелла, который проводит независимую экспертизу спортивных и промышленных изделий для защиты головы и выдаёт заключение о соответствии стандартам.

    Некоторые модели имеют сразу два сертификата, американский и европейский, — как, например, серия Oakley Mod5.

    Ищите маркировки или наклейки с этими логотипами

    Понимание принципа сертификации помогает найти ответ на вопрос, который хоть раз возникал у каждого, кто покупает снаряжение: можно ли кататься на лыжах в мотоциклетном, альпинистском или велосипедном шлеме? Для каждого вида активности изделия испытывают на выносливость в определённых условиях. Так что, к примеру, мотошлем будет слишком тяжёлым для катания, не говоря уже о том, что он сильно ухудшит обзор за счёт конструкции, а велосипедная каска, наоборот, очень лёгкая, но не сможет защитить голову при серьёзном падении.

    А для скитура — дисциплины на стыке катания, туризма и альпинизма — штатные горнолыжные шлемы оказались слишком тяжёлыми и «жаркими», поэтому спортсмены сначала просто снимали их на подъёме, а потом стали смотреть в сторону более лёгких моделей. Выбор пал на альпинистские каски, изготовленные из лёгких материалов и хорошо вентилируемые. Открытым оставался вопрос безопасности: по стандартам альпинистского снаряжения такие шлемы при сертификации испытывались лишь на удары сверху. Отметив массовость явления, компания Petzl внедрила собственный стандарт, гарантирующий защитные характеристики шлемов не только в верхней части, но и спереди, сзади и по бокам. При этом они отлично вентилируются и имеют значительно меньший вес, чем стандартные горнолыжные шлемы.

    Итогом разработок стали шлемы, ориентированные на скитур, — прошедшие сертификацию как альпинистские, но с защитными и амортизационными свойствами, превышающими требования стандарта EN 1077. Производители отреагировали на тенденцию и стали сертифицировать изделия по двум направлениям — альпинизм (EN 12492) и горные лыжи / сноуборд (EN 1077), продвигая их как скитурные. Их особенности: малый вес, хорошая вентиляция, съёмное утепление, съёмные уши, крепление для фонарика. Некоторые пошли ещё дальше и начали выпуск универсальных моделей с дополнительной сертификацией под велоспорт, парапланерный спорт и так далее.

    Каска Salewa Vert Ice Blue с двойной сертификацией — альпинизм + горные лыжи (сноуборд)

    Бытует мнение, что горнолыжные и сноубордические шлемы — это два разных вида снаряжения. Многие даже аргументируют это направлением возможного падения: якобы лыжники чаще падают набок, поэтому им нужны шлемы с жёсткими ушами, а сноубордисты — вперёд или назад, поэтому им важнее фронтальная и затылочная защита, но это не так. Стандарты безопасности одинаковы для этих видов катания, но дисциплины, подразумевающие высокие скорости и опасность столкновения с вешками на трассах и другими препятствиями вне трасс, требуют повышенной защиты. В ответ на этот запрос европейская сертификационная организация, помимо общих правил, разделила требования к изделиям на два направления:

    • Класс А (EN 1077A) — цельная конструкция, обеспечивающая защиту всего черепа и области ушей. При этом ни одна часть защитной области не должна быть съёмной, допускаются лишь отверстия для вентиляции и прохождения звуков.
    • Класс В (EN 1077B) — более лояльные требования, в том числе нет необходимости в жёсткой защите области ушей, поэтому для уменьшения веса уши часто делают мягкими и с возможностью снятия.

    Шлемы с мягкими и жёсткими ушами

    НОВИНКА
    38 490 ₽
    9 623 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    регулируемая
    НОВИНКА
    7 290 ₽
    1 823 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    OUTLET
    -60%
    27 990 ₽69 990 ₽
    6 998 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    7 990 ₽
    1 998 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    9 490 ₽
    2 373 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    7 990 ₽
    1 998 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    PREMIUM
    13 990 ₽
    3 498 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая
    OUTLET
    -45%
    4 950 ₽8 990 ₽
    1 238 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая

    Дополнительная безопасность на склоне

    С ростом количества горнолыжных дисциплин и людей на склонах, сложности и скорости катания растёт и потребность в новых мерах безопасности. В этом плане многое зависит от производителей снаряжения, которые постоянно тестируют и внедряют новые материалы и технологии.

    Как уже сказано выше, большую часть энергии принимает на себя толстый внутренний слой из вспененного материала. В основном в этих целях используется пенополистирол (EPS). Гася ударный импульс, он деформируется и не возвращается к исходному состоянию, а значит, после серьёзного удара шлем, скорее всего, придётся заменить. И даже если ваша голова в шлеме на момент удара отсутствовала, его тоже придётся заменить.

    Чтобы сделать шлем многоразовым, производители стали тестировать вспененный полипропилен (EPP) в качестве амортизирующего слоя. Он точно так же сминается, чтобы рассеять энергию удара, но после этого постепенно возвращается к изначальной форме. То есть, если внешняя оболочка осталась целой, шлем можно использовать дальше. Такие модели тяжелее и дороже, чем с EPS-пеной, но потенциально способны служить дольше, поэтому в долгосрочной перспективе выходит дешевле, чем менять шлем после каждого столкновения — а в дисциплинах вроде фрирайда это довольно частое явление. Разумной альтернативой может выглядеть разве что шлем на основе EPS-пены со вставками из EPP в областях, чаще всего подвергающихся ударам.

    Ещё одна относительно новая технология, призванная сгладить ударную нагрузку на голову и шею райдера и вращательный момент, от которого страдает позвоночник, — Multi-directional Impact Protection System (MIPS). Суть её «подсмотрена» в анатомическом строении головы: между собственно мозгом и костями черепа есть малоподвижная прослойка, позволяющая мозгу слегка проскальзывать при ударе. По аналогии с этим явлением производители стали делать эластичную прослойку между внешней и внутренней оболочками шлема, чтобы они могли смещаться относительно друг друга, а затем возвращаться в нормальное положение, — эффект проскальзывания забирает на себя часть энергии удара. Это важно, поскольку большинство шлемов способны выдержать и компенсировать прямой удар, но в реальности столкновение в подавляющем большинстве случаев происходит под углом.

    Имитация защиты естественной защиты мозга от ударов по касательной - технология MIPS

    Конечно, производитель шлема не сможет обеспечить стопроцентную безопасность, особенно если о ней не будет заботиться сам райдер. Ключевые правила:

    • Определитесь с характером катания: парк, фрирайд, спорт или спокойное универсальное катание.
    • Покупайте шлем в проверенных магазинах, от проверенных брендов. Так вы можете быть уверены, что шлем прошёл необходимые сертификационные процедуры. Всегда ищите информацию о сертификации на вкладыше в шлеме и в информационном буклете в коробке.
    • Тщательно подбирайте размер. Шлем, корректно облегающий голову, обеспечит корректную защиту головы. Шлемы, которые малы или велики, доставят дискомфорт и могут создать ложное ощущение защиты и уверенности.
    • Вовремя обновляйте снаряжение. Если шлем уже пережил столкновение, стоит задуматься о покупке нового шлема. Даже небольшая деформация пены EPS меняет свойства защиты. Наличие внешних повреждений — вопиющий признак того, что пора менять снаряжение.

    Что касается цвета шлема, на безопасность он особо не влияет: заметность на склоне райдеру чаще всего обеспечивает яркий костюм. Но стоит помнить, что чёрный шлем будет сильнее нагреваться под солнцем, в белом, наоборот, будет чуть прохладнее, на глянцевом более заметны царапины. С другой стороны, шлем яркого цвета или с оригинальным рисунком добавит стильный и заметный акцент вашему горнолыжному костюму.

    НОВИНКА
    24 490 ₽
    6 123 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hybrid
    Вентиляция
    регулируемая
    -40%
    11 390 ₽18 999 ₽
    2 848 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hybrid
    Вентиляция
    регулируемая
    -40%
    4 190 ₽6 990 ₽
    1 048 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая
    18 990 ₽
    4 748 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    регулируемая
    НОВИНКА
    21 490 ₽
    5 373 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    регулируемая
    OUTLET
    -25%
    9 790 ₽12 990 ₽
    2 448 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    PREMIUM
    -35%
    18 190 ₽27 990 ₽
    4 548 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    регулируемая

    Комфорт в шлеме для горных лыж и сноуборда

    Помимо безопасности, всегда есть запрос на удобство использования снаряжения — хотя бы для того, чтобы лыжники не аргументировали отказ от шлема понятиями «неудобно» и «некрасиво». Большинство современных моделей оснащены разными «фишками» во имя комфорта пользователя.

    Вентиляция

    При активном движении голове почти всегда жарко, поэтому вентиляцию шлемов изобрели довольно давно. Самый простой вариант — отверстия в жёсткой оболочке, в которые попадает прохладный воздух, как в Alpina Pala Black-Red Matt. Такой шлем настолько хорошо вентилируется, что при чередовании нагрузки и отдыха в нём можно даже замёрзнуть. Кроме того, в отверстия может набиваться снег. Так что такие модели больше подходят для непродолжительного и спокойного катания в хорошую погоду или в горнолыжных комплексах с искусственным снегом.

    Чтобы контролировать степень охлаждения головы и предупреждать набивание снега, существуют модели с регулируемой вентиляцией, как UVEX Legend 2.0 Black Matt. Отверстия на шлеме оснащены заслонками, которые можно открывать, прикрывать или закрывать полностью с помощью рычажка. Если такая система разделена на две зоны, можно отдельно регулировать вентиляцию лобной и затылочной частей.

    Вентиляционные отверстия в наружной оболочке шлема

    В жёстких шлемах HardShell, чтобы не нарушать целостность «скорлупы», схема вентиляции реализована в виде воздушных каналов, проложенных между наружной оболочкой и внутренним слоем. Воздух заходит в специальные отверстия в области козырька, а выходит в затылочной части. Проходя между оболочками, он отводит лишнее тепло, не создавая при этом риска переохлаждения. За счёт этого эффекта тёплый воздух не копится и в маске, а значит, она не запотеет.

    Без внешней вентиляции могут быть только самые простые каски для непродолжительного катания, в основном детские, или же, наоборот, супертехнологичные шлемы, в которых охлаждение реализовано за счёт специальных материалов.

    Козырёк

    Шлемы с козырьком — это не только про удобство, но и про безопасность. Эта деталь дополнительно защищает глаза от солнца и снега, удерживает маску на месте — и при катании, и на макушке, когда она сдвинута за ненадобностью. Но самое важное, что козырёк защищает лицо райдера при лобовом ударе, даже если при этом ломается сам.

    Модели с козырьком могут быть неудобными на коротких склонах, когда маску нужно постоянно то снимать, то надевать: её уже не сдвинешь на лоб одной рукой. Похоже, это единственный минус козырька. Впрочем, производители учли аргументы обеих сторон и предлагают ряд моделей со съёмным козырьком, который можно убрать или пристегнуть в зависимости от особенностей предстоящего катания.

    Регулировка объёма

    Плотное прилегание шлема к голове, но без излишнего давления — правило, в равной степени важное и для комфорта, и для безопасности. Тесный шлем быстро вызовет головную боль, а слишком свободный будет болтаться, сваливаться на затылок или давить на маску, а при падении он может усугубить ситуацию и добавить травм. Чтобы не делать размерную сетку с маленьким шагом для точного подбора, производители оснастили изделия системами регулировки размера.

    Колёсико регулировки объёма на шлемах UVEX

    Здесь та же история, что и с вентиляцией: регулировок нет только у самых простых и у чисто профессиональных шлемов. Во втором случае для них не остаётся места, поэтому подбирать такой шлем придётся чётко по размеру. В основной же массе моделей объём настраивается разными способами:

    • Самая простая схема — съёмные тканевые вкладыши. Они продаются в комплекте со шлемом, при необходимости крепятся на липучки или снимаются. Это актуально для тех, кто иногда катается в шапке или выбирает шлем ребёнку на вырост.
    • Ещё один простой вариант — механическая регулировка объёма, реализованная в виде колёсика или клипс. Колёсико при вращении ослабляет или натягивает ленту, проходящую по всей окружности шлема, как у Alpina 2022-23 Jump 2.0 Qv Rose Matt, а клипсы надо просто переставлять в нужное отверстие. Недостаток этого подхода в том, что регулируется не весь объём шлема, а только затылочная часть.
    • Система BOA — шнуровка из стальных тросиков по всему объёму шлема, подведённых к регулировочному колёсику. Вращая его, легко подтянуть или увеличить шлем в точном соответствии с размером и объёмом головы. Технологию можно оценить, примерив модель Oakley Mod7 White/Prizmrosegldirid.
    • Пневматическая система подгонки не слишком распространена, поскольку заметно влияет на цену изделия. Тем не менее это довольно удобно: надев шлем на голову, можно нажать на помпу подкачки воздуха, и специальные резервуары в подкладке примут форму головы, обеспечивая точное и плотное прилегание, а при падении они выступят дополнительной защитой. У Salomon эта система называется Custom Air, но на сегодня аналогичные предложения есть и у других производителей.

    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    8 190 ₽
    2 048 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    OUTLET
    -30%
    6 990 ₽9 990 ₽
    1 748 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    регулируемая
    НОВИНКА
    24 490 ₽
    6 123 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hybrid
    Вентиляция
    регулируемая

    Гарнитура

    В ответ на растущие запросы пользователей появляются всё новые «фишки», о которых ещё недавно никто бы не задумался. Для тех, кто не может жить без музыки или вынужден постоянно быть на связи, в продаже есть модели со встроенной гарнитурой. Она связывается по Bluetooth со смартфоном и работает как обычная беспроводная гарнитура, только все регулировки выведены на наружную поверхность шлема и сделаны удобными для управления в перчатках.

    В некоторых моделях реализован также Bluetooth-интерком, позволяющий связаться с абонентами, имеющими аналогичное оборудование, на расстоянии до 1 км без использования сотовой связи.

    Здесь важно помнить про безопасность: крайне важно контролировать окружающую обстановку, особенно на многолюдном склоне. Если вы всё же приняли решение кататься под музыку, не выкручивайте громкость на полную. Важно слышать, что происходит вокруг, и быть готовым реагировать. Не лишайте себя шанса вовремя услышать крики несущегося в спину неопытного райдера.

    Размер шлема для горных лыж и сноуборда

    Правильно подобранный размер — пожалуй, самое важное при покупке. Даже зная размер, вы рискуете ошибиться: размерные сетки разных производителей различаются. Более того, даже у одного бренда размерный ряд для мужских и женских моделей может не совпадать.

    Если вы выбираете шлем в интернет-магазине, нужно точно знать длину окружности головы. Проще всего измерить её сантиметровой лентой: приложите её чуть выше бровей спереди, на два-три сантиметра выше ушей по бокам и по самой выступающей части затылка сзади. Полученный результат сверьте с размерной таблицей выбранного бренда.

    Размерная сетка и рекомендации по измерению бренда Oakley

    Покупая в офлайн-магазине, просто надевайте понравившийся шлем и оценивайте свои ощущения. Даже с незастёгнутым ремешком он должен крепко держаться: не болтаться и не спадать, не касаться шеи, но и не давить на голову. Потрясите головой, покачайте из стороны в сторону, подвигайте шлем на голове руками — он должен не проскальзывать, плотно сидеть на голове, но без локального давления и, конечно, без болевых ощущений. При этом регулировки не должны быть выставлены в крайние положения: даже идеально подходящий по размеру шлем должен иметь возможность подстраиваться, если, например, райдер захочет надеть под него тёплый бафф или подшлемник. Впрочем, если привыкли кататься в балаклаве, возьмите её с собой в магазин. Так будут соблюдены и условия, близкие к реальным, и разумная гигиена примерки.

    Покупать шлем в розничном магазине с примеркой — более разумный вариант: есть модели немного вытянутые или, наоборот, более округлые. Форма головы индивидуальна, и, даже если всё в порядке с размером, модель может неудобно сидеть или неудачно смотреться.

    НОВИНКА
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    17 990 ₽
    4 498 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    регулируемая
    НОВИНКА
    8 190 ₽
    2 048 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    OUTLET
    -30%
    6 990 ₽9 990 ₽
    1 748 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    регулируемая
    -40%
    11 390 ₽18 999 ₽
    2 848 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hybrid
    Вентиляция
    регулируемая
    -25%
    18 790 ₽24 990 ₽
    4 698 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hybrid
    Вентиляция
    регулируемая
    НОВИНКА
    31 990 ₽
    7 998 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hybrid
    Вентиляция
    регулируемая
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая

    Шлем с визором

    Визор — большая линза из поликарбоната, выполняющая функции маски, встроенная прямо в конструкцию шлема. Довольно элегантное решение: шлемы с визором выглядят современно и стильно, где-то даже космически. В отличие от маски, визор удобно сдвигать на лоб и опускать обратно, а обзор в нём ничем не ограничен. А ещё под него легко надеваются очки.

    Шлем с визором

    Есть у такой конструкции и особенности: тем, кто привык, что маска плотно прилегает к лицу, будет некомфортно ощущать задувающий под визор ветер. Особенно это будет заметно на больших скоростях. Важно помнить о том, что линза визора больше подвержена запотеванию. На то есть две причины. Во-первых, линзы визора, как правило, однослойные. Нет «стеклопакета» и преимуществ, которые он обеспечивает. Во-вторых, в шлеме с визором корректно сесть должны одновременно и шлем, и визор. Если кромка линзы не будет плотно прилегать к лицу, нагретый воздух от лица будет попадать прямо под визор, что быстро приведёт к запотеванию.

    С линзой нужно обращаться очень аккуратно: она легко царапается, а заменить её не так просто. Производители предусматривают возможность замены, но быстро найти подходящий вариант получается далеко не всегда: визоры не универсальны, нужна конкретная модель под конкретный шлем. Кроме того, один визор на все погодные условия — это неудобно: будет слишком ярко в солнечный день или темновато в пасмурный. Но этот вопрос решается покупкой фотохромной линзы.

    Ещё один немаловажный аргумент в пользу обдуманного подхода — цена. Шлем с визором выходит дороже, чем неплохой комплект «обычный шлем + маска». И, как любую универсальную конструкцию, его сложнее подобрать: нужно, чтобы и сам шлем, и линза совпали с формой головы и лица. Катать с неплотно прилегающим визором неудобно и даже опасно: если он запотеет, обзор сильно ухудшится.

    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    49 490 ₽
    12 373 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    регулируемая
    НОВИНКА
    38 490 ₽
    9 623 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    регулируемая
    29 990 ₽
    7 498 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    регулируемая
    OUTLET
    -50%
    34 990 ₽69 990 ₽
    8 748 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    OUTLET
    -20%
    7 990 ₽9 990 ₽
    1 998 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    регулируемая
    НОВИНКА
    20 990 ₽
    5 248 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая

    Порядок выбора шлема для горных лыж и сноуборда

    Поскольку хороший горнолыжный шлем — с одной стороны, вопрос вашей безопасности, с другой — недешёвое приобретение, лучше вдумчиво подойти к вопросу выбора. Чтобы оптимизировать поиск, сперва определитесь с ключевыми параметрами в соответствии с потребностями:

    • Конструкция. Для спокойного катания без экстремальных выездов выбирайте In-Mold: они лёгкие, но достаточно прочные, с хорошей вентиляцией. Если увлекаетесь бордер-кроссом, фрирайдом, кайтсёрфингом на лыжах — подойдут модели с толстой наружной оболочкой HardShell. А для баланса веса и прочности созданы гибридные модели, совмещающие в себе преимущества двух описанных конструкций.
    • Форма. Универсальный вариант — открытый шлем. Он обычно округлой формы, совмещается с разными масками и очками и хорошо вентилируется. Лицо в нём открытое, уши — мягкие или жёсткие, у некоторых моделей есть опция крепления защиты подбородка. Закрытые модели защищают лоб, подбородок и уши, оставляя на лице место только для маски (которую ещё нужно подобрать под конкретный шлем). Они больше весят и чуть хуже проветриваются при движении.

    Правильное расположение маски и шлема относительно друг друга

    Следующий шаг — просмотр и примерка выбранных моделей в магазине. Помимо размера и оценки субъективных ощущений комфорта, обязательно примерьте шлем вместе с маской (принесите с собой или будьте готовы купить новую). Правильно сидящий шлем не должен давить на маску, сдвигая её на нос, но и слишком большого зазора между этими элементами тоже быть не должно. Идеальный вариант: козырёк шлема находится примерно на середине лба, маска плотно прилегает к шлему сверху и по бокам, вся конструкция ощущается комфортно, нигде ничего не давит и не съезжает.

    Учитывая важность примерки, лучше всего покупать горнолыжный шлем в офлайн-магазине. Покупка в интернете будет 100% безошибочной только в том случае, если вы намерены приобрести конкретную модель, которая у вас уже есть/была, и вы точно знаете, как она сидит. В остальных случаях онлайн-покупка сопряжена с определённым риском. Тем не менее, если вы тщательно измерите обхват головы и подберёте размер, проконсультируетесь у продавца, задав уточняющие вопросы, вы наверняка сможете выбрать оптимальный для себя вариант.

    OUTLET
    -30%
    6 990 ₽9 990 ₽
    1 748 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    регулируемая
    НОВИНКА
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая
    7 990 ₽
    1 998 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    8 190 ₽
    2 048 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    PREMIUM
    11 990 ₽
    2 998 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    20 990 ₽
    5 248 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Inmold
    Вентиляция
    нерегулируемая
    НОВИНКА
    29 990 ₽
    7 498 ₽
    x 4 частями
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hardshell
    Вентиляция
    регулируемая
    Размеры:
    Назначение
    универсальный
    Конструкция шлема
    Hybrid
    Вентиляция
    регулируемая

    Заключение

    С развитием технологий, ростом запросов пользователей растёт и ассортимент снаряжения, поэтому среди всего этого разнообразия вы точно найдёте шлем, который подойдёт по стилю катания, размеру, форме и даже цвету. Важно правильно оценивать степень опасности в выбранной дисциплине и собственные навыки, а об остальном позаботится качественное снаряжение. Берегите себя, катайтесь безопасно и с удовольствием!

    Автор статьи:
    Александра Холоденко — Всесторонне развитая аутдорщица. Скайдайв-инструктор, в парашютном спорте с 2001 года. Инструктор по парапланерному спорту.

    Читать статьи по теме: